Статья написана не мной (редактировать не буду), но я думаю вам понравится (если хватит духу прочитать).
Бешеный железный коник: street ВМХ
С теми, кто в танке, сразу решаем несколько принципиальных вопросов. ВМХ - это не новая разновидность LSD, не специальное подразделение МВД, не налог типа НДС и даже не двоюродный брат рэпера DMX'а. ВМХ - это велосипед, байк, велик, лисапед, лесик ну или как там его еще называют. Все как всегда: рама, вилка, колеса, шатуны, звездочки и пэги. Что такое пэги знает уже каждый гопник люберецкого района, но если ты все еще в неведении, то я тебе искренне завидую. Так грамотно обложиться информационной стеной! Пэги - это стальные стаканы, прикручивающиеся к оси колеса. Чувак, к тебе есть одна очень важная просьба. Прочитав эту статью, не беги к папе за баблом и не покупай байк просто для того, чтобы быть не хуже других. Чтобы он стоял в комнате, дополняя набор из сноуборда, скейта, агрессивов, кайта и других вещичек, которые никогда никуда не поедут, не поплывут и не полетят, потому что для тебя это - мода, а не стиль жизни. Мода проходит, стиль жизни - остается. Почему эта просьба прямо во вступительном слове? Да чтобы ты реально оценивал свои ощущения в процессе чтения, а не улетал за облака в своих иллюзиях. Здесь не будет технического описания конструкции и перетирания вопросов проезда с байком в метро. Все это можно найти на тех же flatland.ru, bmx.ru и bikez.ru. Если ты давно катаешься - вот тебе знакомые факты, а если ты новенький - лови минимум теории о стритовом ВМХ.
ИСТОРИЯ
Ну, все началось с того, что столкнулись два метеорита, от них отлетело много кусочков, потом на одном из кусочков появилась атмосфера, потом вода, первые одноклеточные и человек, который придумал колесо. Отсюда и берет начало история ВМХ . Были велики, как велики. И катались на них, значит, обычные ребята. Отморозков в Америке всегда хватало, поэтому именно там и появился первый ВМХ. Чуваки саморучно приваривали пеги к осям, и скакали по городу, пугая народ. Не обошлось без конфликтов с властями. Полисы наказывали велосипедистов за вандализм, проявленный в отношении скамеек и парапетов, и хулиганство. Но движение быстро набирало обороты, все больше людей носилось по городу в поисках граней и перил, все больше мирных жителей привыкало к виду бешеных глаз ВМХеров.
На то они и американцы, что все мало-мальски популярное тут же превращают в шоу и, следовательно, в бабкусы. Первыми спохватились фирмы GT и HARO. Они поставили все это дело на конвейер и стали шлепать довольно-таки неплохие для того времени байки. Из характерных особенностей ВМХов того времени отмечу тяжелые рамы, накручивающиеся на оси пэги и непонятно кем (он, наверное, до сих пор прячется от стыда) придуманные тормоза. Время шло, конструкции совершенствовались, популярность росла и уровень катания - тоже. Пора было выводить все это на публику. Создается AFA - Американская Фристайл Ассоциация. То есть, появляются первые правила и ограничения. К соревнованиям допускались люди без возрастных ограничений. Всех делили на четыре группы (до 13-ти, до 15-ти, до 18-ти и старше 19-ти). Все трюки выполнялись в защите и шлемаках, хотя специализированного производства ВМХ-защиты еще не было. Появлялись первые прорайдеры, постоянно изобретались новые трюки. Примерно здесь и произошло деление на стили катания: стрит, флэтлэнд, дерт и верт.
Стрит - катание по граням, перилам и всем другим естественным для города препятствиям. Флэтлэнд - выполнение трюков на плоскости. Верт - рампа. Дерт - прыжки по земляным трамплинам.
Самым популярным на тот момент был флэт. Популярный до определенного момента верт стал уступать место стриту, зрелищность которого объяснялась тем, что райдеры катали на разных площадках, а, следовательно, выполняли даже одинаковые трюки по-разному.
Конкуренция росла как среди производителей, так и среди райдеров. Надо было срочно что-то решать с постоянно ломающимися вместе с осями пэгами, перекручивающимися тросиками, неудобной и громоздкой защитой, тяжелой рамой - короче, проблем было немерено. И вот, свершилось. В 80хх появился байк HARO SPORT, на котором была реализована технология GYRO, позволяющая крутить руль во всех направлениях без закручивания тормозных тросиков. Чуть позже та же компания HARO выпускает байк с новыми тормозами. Начинается серийный выпуск защиты. Появляются первые рамы из сплавов (легкие и очень живучие), пэги прикручиваются к закаленным осям, защита приобретает свой современный облик, райдерам начинают платить деньги. Выходит сразу несколько специализированных журналов, которые ставят себе цель показать ВМХ во всей его красе. Прошли первые X-GAMES и X-TRIALS. Это была зона безумия. Все участники могли катать без защиты (что ранее строжайше запрещалось) и делать на байке все, что им придет в их безумную голову. Журналы освещали это событие с особым рвением. Флэт потерял свою популярность на крупных соревнованиях, его место занял верт. Правила ужесточились, число участников в каждом из стилей ограничилось до тридцати и это обязательно PRO, а не новички, занимающие верхние строчки в рейтингах. Такой поворот дела, когда все встало на коммерческие рельсы, привел к возобновлению локальных местных соревнований.
СТРИТ
Давно канули в хрензнаеткуда те времена, когда разделение стилей было четкое, как турецкие границы. Конечно, верт и дерт почти не претерпели изменений. А вот стрит и флэт попали в такой замес (аллилуйя, Бумер! - прим. ред.), что разделить их теперь уже вряд ли получится. Огромная популярность стрита объясняется тем, что тут не нужны ни рампы, ни трамплины. Зато - можно сделать один трюк на десяти гранях, и каждый заход будет смотреться уникально. А еще - стрит относительно агрессивен, особенно если сравнивать с флэтом. Признаться, трюков во флэте намного больше, и у него тоже куча своих поклонников.
В России продвижению ВМХ в большей мере способствуют мероприятия под названием VeloCity и Урбания. Характерными трюками именно для стрита являются скольжения на пэгах по разным перилкам, граням, прыжки через баки и скамейки, wallride'ы и тэдэ. Объяснять все в про терминах - бесполезно, поэтому лучше один раз увидеть. Сказывается многолетнее отставание от забугорных команд (это прослеживается на видео), но - нет ничего невозможного! У нас есть даже свой производитель рам, batch называется - кстати, четкие рамы делают, что уже неплохо.
Вообще, катаясь в стрите надо решать одну теорему: соотношение веса и прочности. Покатав сезон-другой, ты сам решишь, что тебе нужно, а что нет. Я говорю про то, что можно скрутить пару пэг, поотпиливать лишние выступающие части, поэкспериментировать со сборкой ВМХ-мутанта из составных байков разных стилей. Это все только для тебя. Например, набирает популярность катание без тормозов, поэтому крепежки для них можно смело срезать. Главное - не переусердствовать.
А у вас на стройке несчастные случаи были? Будут! Это к тому, что катание без травм весьма затруднительно. В стрите ломается почти все, поэтому защитить себя полностью можно только не катаясь вообще.
Главное во всем - это, без сомнения, голова. Нужен шлем, и круто, если он будет с защитой подбородка (fullface). Первыми твоими травмами будут травмы голеней. При прыжках никто не застрахован от того, что пэг или шипованная педаль выскользнет. Тогда ты приземлишься прямо на нее - запомни телефон «03», старик. А лучше - заранее подумай о защите голени: штука очень полезная и практически не ограничивающая тебя. Очень быстро отбиваются руки (запястья и подушечки пальцев) - не обломись и закупи перчатки и эластичные бинты. Это - набор-минимум. Вообще, очень хорошо, когда ты сам в состоянии выбрать себе вид и количество защиты. Я пришел к этому на сноуборде, но правило распространяется на все виды спорта. Покатав хотя бы сезон, ты будешь знать все свои болячки наизусть и, следовательно, будешь стараться защитить эти места больше, чем остальные. Сам когда-нибудь поймешь, что, надевая на себя любой элемент защиты, ты уже на подсознательном уровне увеличиваешь спектр своих возможностей. Инстинкт самосохранения никто не отменял .
НАПУТСТВИЕ
Люби свой байк, свою доску, свои ролы, свой парашют ... Это твой стафф: если ты его не будешь уважать - он просто не поверит тебе, и никогда не подчинится. Настоящее увлечение чем-либо - это особый кайф. У тебя болит все тело, ты выбил плечо, переругался со всеми, с кем только мог - но ты счастлив. Счастлив! Любовь к чему-либо - это когда ты приходишь домой, уставший как собака, от того, что автобус сломался посреди дороги, и ты топал пешком по грязной улице. Ты смотришь на весь хлам (ролы, доски, байки), который лежит у тебя на кровати, в шкафу, на кухне, и прикидываешь, что если бы это не купил, то давно уже ездил бы на тачке . А вместо чувства злости испытываешь волну наслаждения - потому, что эта дурная мысль не пришла раньше, и ты до сих пор ездишь в общественном транспорте .